В 2021 году сельхозтоваропроизводители Волгоградской области неоднократно привлекались контрольно-надзорными органами Волгоградской области к административной и гражданско-правовой ответственности по фактам забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в отсутствие договоров водопользования.
В связи с изложенным выше, в преддверии начала поливного сезона 2022 года комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее – комитет) сообщает следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключением являются случаи, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Под водопользователем понимается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами (п. 8 ст. 1 ВК РФ).
В силу ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые устанавливаются главой 3 ВК РФ.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ, использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено ч. 3 и 4 ст. 11 ВК РФ, производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Стоимость фактически потребляемого объема воды устанавливается в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее – постановление Правительства № 876) и постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее – постановление Правительства № 1509).
Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Волгоградской области, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации, а также Волгоградского и Цимлянского водохранилищ осуществляет комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области просит довести указанную информацию до сельхозтоваропроизводителей подведомственных муниципальных районов. В случае возникновения у сельхозтоваропроизводителей трудностей при заключении договоров водопользования просим оперативно информировать отдел овощеводства плодоводства и виноградарства комитета.
Председатель комитета М.В. Морозова